Автор

Девушки с топорами всегда правы?

В 2024 я впервые оказалась в жюри Фестиваля театров малых городов России. Но как-то, в Новороссийске, в 2018-м, была на нем как журналист.

Нынешний, двадцать первый, фестиваль, стал характерным событием нашего времени, отражающим то, как искусство помогает (или не помогает) справляться с реальностью. Организатор фестиваля, по традиции, – Театр Наций, при поддержке Министерства культуры РФ, фонда Евгения Миронова «Театральные инициативы» и властей Башкортостана.

«Малые города» – один из самых представительных из немногих оставшихся театральных форумов страны. Да, в конкурсной программе нет спектаклей из столиц и мегаполисов, – но выбрано самое важное, что поставлено серьезными режиссерами с самоотверженными труппами. Потому что, если ты работаешь в театре малого города или даже села, – значит, ты уже немного безумец. В самом лучшем творческом смысле.

Программа, отобранная экспертным советом (Алла Михалева, Оксана Ефременко, Анна Банасюкевич, Александрина Шаклеева), оказалась сильной и разнообразной; лишь пара-тройка спектаклей показались как будто не фестивальными.

Существеннее всего для меня был вопрос о том, как театр отражает наше время, зачем он вообще сегодня.

Полнее всего на него ответили три спектакля, которые лично для меня претендовали на гран-при в малой форме. Все они – по современным текстам, все вскрывают те или иные грани реальности.

«Платон» Новокузнецкого драмтеатра: картина неправедного суда. Алексей Житковский написал (по диалогам Платона), а Максим Соколов поставил страшный и универсальный текст о погибающем праведнике: Сократ в Афинах осужден и выпивает свой яд. Этот спектакль, неспешно разворачивающийся под нойзовый саунд, похож на выступление подземного хора, с солистом-Сократом, словно держащим неспешный отчет за свою земную жизнь, говорящим праведное – и невозможное: о правах, о демократии, о свободе.

Восемь артистов в черном линейно «впечатаны» перед аудиторией в неподъемные от земли ботинки; над каждым висит черная глыба, дамоклова скала. А Андрей Ковзель в роли Сократа, в центре этой линии, – босиком, и не глыба висит над ним, но он сидит на ней. Сидит – и размышляет вслух, независимо и дерзко. Эта свобода обреченного и есть последняя свобода. А окружающие его существа, страшно раскачивающиеся, порой кричащие, порой говорящие, частично словно опаленные пламенем, адские шахтеры – те души, которые еще не прошли через горнило перерождения.


«Платон» Новокузнецкий драматический театр. Фото –
архив фестиваля.

Но и Сократ не остается в позиции превосходства. После блестящих речей свободного и обреченного человека о смирении перед своим незнанием он спускается с камня – слепым. Он уравнивает себя со стоящими на земле; он уходит ощупью. Слепота эта – незрячесть не столько Эдипа, сколько Тиресия. Спектакль, с его яркими сценическими средствами (кровь на обнаженном торсе, дым из ушей судьи, посыпание пеплом головы, крики горюющей жены), ставит вопрос о возможностях мистериальной драмы в современном театре. И, конечно, вопрос о том, что делать хору, если солист умирает.

Андрей Ковзель получил приз фестиваля за лучшую мужскую роль.

Другим важнейшим спектаклем для меня стал «Алло, мама!» глазовского театра «Парафраз». Дамир Салимзянов написал и поставил историю по мотивам шварцевской «Золушки». И сделал главным мотив сиротства. Сиротами здесь оказываются не только Золушка, но и принц, и золушкины сестры. Нарастающая мысль спектакля – о том, что невозможно, разрушительно жить прошлым. Блестящий король, демократ и душка (Владимир Ломаев), застыл в своей печали об умершей королеве, «Любови Единственной», и в полузабытьи поет посвященную ей «Девочку пай» (работа с поп-контентом – отдельный пласт спектакля!). Да и все взрослые, забыв о детях, погружены в свою печаль. А детям, кроме своих забот, еще и старших вытаскивать из этого всего…

Это очень смешной, и очень грустный, и смелый спектакль. Деньги Сказочного королевства тратят на всякую опасную чушь бездельники-волшебники; магические меньшинства обижаются на все что угодно («Гоблины просят запретить слово “блины”, поскольку это оскорбляет их чувства»). Но самое печальное, что именно волшебники помогают поколению старших окончательно впасть в тоску по умершим, изобретя волшебные телефонные будки для разговоров с мертвыми.

И только силой бога / драматурга из машины эта связь разрывается, и родители пробуют вернуться в жизнь. Ах да, работают и усилия молодого поколения, конечно. Сестры Золушки, философствующие аниме-двойняшки, готовы изрубить ностальгические волшебные телефоны. Они произносят важнейшую фразу: «Девушки с топорами всегда правы».

Почему-то немало будет на фестивале героев с топорами…

Спектакль «Алло, мама!» был отмечен специальным призом главы Республики Башкортостан.

Гран-при в малой форме получила няганская «Калечина-малечина» по роману Евгении Некрасовой. Этот мифопоэтический текст о слегка аутичной девочке режиссер Сойжин Жамбалова превратила в динамичное игровое повествование о маленькой разбойнице; главная героиня Катя (замечательная Мария Васильева) оказалась вовлечена в страшную историю с участием кикиморы и другой древней живописной хтони (художник спектакля – Надя Скоморохова). Этакие постсоветские Малыш и Карлсон. Спектакль тоже работает с темой прошлого и травмы, с тем, как невзрослые взрослые калечат своих детей, и как те «катятся-колошматятся», прорастают-пробиваются сквозь травмы, словно трава.


«Калечина-малечина»
. Няганский театр юного зрителя. Фото – архив фестиваля.

Атмосфера спектакля отражает многослойную идентичность современного человека. Бетонные стены; живописные и жуткие существа в кокошниках – из коллективного бессознательного; смартфоны, – а вот и школьная советская форма и желание учительницы танцевать на переменах вальс, ведь «интэрнэт убивает всю женственность и культуру»!.. Но, конечно, некоторые взрослые пострашнее фольклорных чудищ. С помощью историй из детства самих артистов – комичных и смешных – история подключает тебя вживую, бьет под дых узнаванием (например, девочка разбила статуэтку и страшно боялась: «Я собрала Ленина в пакетик и закопала его»). А сама ткань романа на сцене комически остранена, все чуть потешные, и это делает возможным переживание его сюжета, смеховое снятие остроты конфликта.

Тема взаимоотношения поколений, взгляда в прошлое, неожиданно раскрылась и в спектакле прокопьевского театра «Фрекен Жюли», по Стриндбергу. Режиссер Дмитрий Акриш удваивает историю: на одном конце белого стола кипят страсти молодых, а с другого конца за ними вдумчиво, сострадательно, со стыдом наблюдают их пожилые версии. Все выжили, но стало ли от этого лучше?.. Заканчивается спектакль словами стариков о примирении с прошлым, о прощении.

Также с темой памяти и возможности примирения работал режиссер Артём Терёхин в лаконичном спектакле березниковского драмтеатра «За белым кроликом» (драматург Мария Огнева): родители и подруга убитых девушек оказываются перед сложнейшей задачей очиститься от чувства вины.Прощением, неожиданно, заканчивается и «Гроза» Стерлитамакского русского драмтеатра в постановке Юрия Печенежского: живая, бойкая Катерина – до того, как бабочка, бившаяся о стены выстроенного на сцене павильона – обнимает каждого героя на прощание.

Приз «Надежда» получил спектакль «Тихий свет» театра «Доминанта» из города Губаха Пермского края (текст Романа Козырчикова, режиссер Дмитрий Огородников). Маленький театр отважно пустился в исследование герметичного социума, где и пришедшего мессию не распознают, и изводят друг друга любовью – ненавистью – подозрением, все стремясь и стремясь к несбыточному. Сидя за столом у дома, нелепые герои истории обретают трагизм, постепенно признаются в безнадежности своих стремлений и даже видят что-то вроде чуда. Но чуда не произойдет.Артисты подкупали естественным, очень подлинным существованием в этом достоевско-безвыходном заброшенном пространстве.

В «Тихом свете» заявлен другой лейтмотив фестиваля, поколенческий: часто герои спектаклей – бывшие рокеры; те, кто любил или играл рок-музыку. «И стал делать деньги вчерашний бунтарь и вчерашний певец», – и дело даже не в капитализме, а в отказе от идеалов. Рок-музыка становится символом ностальгии по себе минувшему, себе правильному.


«Тихий свет». Театр «Доминанта»
. Фото – архив фестиваля.

Так, именно рок-музыка стала для меня ключом к «Дяде Ване» Анатолия Праудина (Серовский театр драмы): три полноватых героя, скучающих по прошлому и потерявших себя в настоящем, наяривают рок в фантазийной усадьбе, воссозданной на сцене в изобилии дерева (несмотря на все слова Астрова об экономии леса). И дядя Ваня становится героем сегодняшнего дня, человеком в кризисе среднего возраста, который пьет и ностальгирует. Лучом света в этом царстве оказывается тоненькая беленькая Соня – наивная, но не гротескная, честно до юродства переживающая реальность: Софья Белова получила приз за лучшую женскую роль.

В «Короле Лире» из Нижневартовска (режиссер Татьяна Родина) старшее поколение также ищет себя в рок-музыке; а Корделия, например, оказывается шутом: очень интересно, но не совсем логично.

Еще одним лейтмотивом фестиваля стали культурные конфликты. Так, вопрос идентичности и судьбоносного выбора определяет сюжет спектакля альметьевского театра «Ул әле өйләнмәгә ниде / Не был женат» (режиссер Айдар Заббаров). Главный герой, влюбленный в русскую девушку и даже приживший с ней двоих детей, все-таки выбирает потом брак с татаркой. Спектакль, с его острой игровой манерой существования и грандиозной сценографией, взял на фестивале гран-при в большой форме.

Конфликт исламской традиционной культуры и советской идеологии стал центральным в спектакле Башкирского драматического театра из Стерлитамака «Гульнара» (режиссер Ильсур Казакбаев, по повести Флорида Булякова). История просветительницы раннесоветского времени оказалась неожиданно тревожным рассказом о том, как ради сиюминутных идеологических увлечений люди идут против вековых идеалов: именно здесь впечатляет образ девушки в белом с топором – учительницы, которая ради идеи светского образования готова идти разрушать мечеть. Яркий, масштабный, отказывающийся от бытоподобия спектакль получил спецприз губернатора Челябинской области.

«Гульнара». Стерлитамакский башкирский драматический театр. Фото архив фестиваля.

Самым, пожалуй, неожиданным спектаклем фестиваля стал «Старик и море», поставленный Петром Незлученко в Новоуральском театре как перформанс со сложно устроенным присутствием зрителя (словно на дне моря), с изысканным светом и звуком (постоянно звучащее вживую речитативное русалочье многоголосье, композитор Сережа Сирин). Светлана Баженова переписала текст Хэмингуэя: это разговор мальчика и остова огромной рыбы, которую он тащит и тащит к воде. И старик Хэм становится уже не певцом сильного, не сдающегося человека, – а философом, который признает свое поражение. Из этого интертекста, из смены точки зрения, из финальных реплик о смирении и «Как хорошо, что нам не приходится убивать звезды!» – возникает совсем непривычная история. О том, что уже не очень ясно, кто за кем охотился. О том, что субъект и объект меняются местами. О том, что настойчивость старика с какой-то точки зрения ничуть не лучше обсессии капитана Ахава. Кто здесь учитель и кто ученик? Разве этот старик учит мальчика? А имеет ли на это право мертвая рыба?.. Этот спектакль получил диплом Ассоциации театральных критиков.

«Старик и море». Новоуральский театр музыки, драмы и комедии. Фото архив фестиваля.

Если подытоживать основные мысли и образные лейтмотивы фестиваля, получается очень по-достоевски. Очевидны неизбывные, тяжелые конфликты поколений и культур; можно ли с ними справиться с помощью топора, то есть насилием?..

Искусство отвечает - нельзя.

Комментарии

Оставить комментарий