Автор

«Игра в города». «Н» — Нижний Тагил

Расстояние по трассе от Екатеринбурга — 141 км, население — 349 008 человек.

Нижний Тагил — город, который влюбляет. Не всех, но если ты родом из маленького заводского Колпина, то устоять нет шансов. Тагил сгребет тебя в охапку одной своей огромной цельнометалической ручищей. Старый заводской уральский город. Что может звучать нежнее.

Нижний Тагил ведет свою историю с начала XVIII века. Как и железоделательные и медеплавильные заводы промышленников Демидовых, которым, в общем, город и обязан своим рождением.

«Демидовский завод», или, вернее, Эко-индустриальный технопарк «Старый Демидовский завод», — первый и единственный в России музей-завод, посвященный истории черной металлургии, и это обязательная к посещению достопримечательность Нижнего Тагила. На территории завода можно увидеть оборудование, технологии, заводскую архитектуру и дизайн XIX и XX веков. Бродить с экскурсоводом-сталкером по проросшим деревьями старым зданиям, карабкаться на ржавые плавильные конструкции, похожие на спящие вулканы, — да что может быть более захватывающим? Здесь когда-то без остановки текли реки расплавленных металлов, а теперь бродят небольшие экскурсионные группы. Но вся эта шумная, горячая и опасная жизнь так легко представляется среди прошитых гигантскими заклепками ржавых котлов.

Кроме того, что Нижний Тагил — заводской город, это еще и музейный город. Интересных музеев здесь много: Музей быта и ремесел, «Демидовская дача», Музей подносного промысла (расписанные вручную подносы — главный тагильский сувенир), но самый невероятный — Музей изобразительных искусств. Там кроме обязательных передвижников, русского авангарда, коллекции уральского живописца Василия Худоярова и даже гравюр Дюрера есть особенная картина — «Мадонна с вуалью», она же «Тагильская Мадонна». Это полотно, найденное на чердаке дома Анатолия Демидова, возможно, принадлежит кисти Рафаэля, по крайней мере, так его атрибутировали в 1920-х. Затем увезли в Москву, в Пушкинский музей, а в 1970-х засомневались и вернули в музей Нижнего Тагила. С тех пор рафаэлевская (возможно) «Мадонна с вуалью» экспонируется здесь и от неожиданности встречи с ней кажется еще прекраснее.

Нижний Тагил даже на такого очарованного странника, как я, не производит впечатления театрального города, но потенциально может им стать. Здесь три профессиональных театра. Драматический театр имени Мамина-Сибиряка, находящийся в псевдоклассическом здании с портиком, колоннами, внушительных размеров скульптурами и барельефами театральных масок на фасаде, 1955 года постройки. Молодежный театр, который в момент моего приезда находился в процессе перезагрузки. И театр кукол, спектакли которого посмотреть также не удалось.

Критики смотрят спектакли театров Нижнего Тагила пока в основном в рамках краевого фестиваля «Браво», который проводит Екатеринбургское отделение Союза театральных деятелей. Побывав в Нижнем Тагиле как раз в рамках «Браво», я смогла ближе познакомиться только с Драмой и увидела в этом театре очень интересный актерский коллектив, руководит которым острый, пластичный, характерный актер Игорь Булыгин. Но сказать, что нижнетагильская Драма — это театр, вокруг которого выстраивается культурная жизнь города, где происходит важный современный разговор со зрителем, тогда было нельзя. Однако вскоре театр, кажется, начал свой путь к обновлению. Там стали случаться режиссерские лаборатории под руководством Олега Лоевского, на которые приезжали новые для театра режиссеры — Дании Безносов, Андрей Гончаров, Петр Шерешевский, Александр Плотников и другие.

Молодежный театр Нижнего Тагила теперь называется Новый молодежный театр — и это действительно совсем новый театр, строит который талантливый театральный директор Наталья Мозжакова. Буквально перед самой пандемией Новый молодежный набирал труппу, устраивал лаборатории, начинал создавать афишу с нуля. Когда-то именно Наталья Мозжакова вместе с режиссером Петром Незлученко построили хороший театр в малом городе Серове. Верю, что если немного подождать, то и Новый молодежный привлечет в Тагил театральных туристов, как привлекал их Серовский театр, а главное, Драма и Молодежка создадут друг для друга контекст, некое общее театральное поле, в котором вырастет и окрепнет нижнетагильский театральный зритель.

Комментарии

Оставить комментарий