Автор

Сажаем алюминиевые огурцы


Пьеса «Посадить дерево», которую поставила Марина Брусникина, написана вгиковским выпускником, драматургом и сценаристом Алексеем Житковским в 2015 году. С тех пор Житковский стал известным автором и победителем драматургических конкурсов – главным образом, благодаря «Горке», пьесе про современный российский детсад. В родном Нижневартовске драматург учит молодых людей писать пьесы. «Посадить дерево», жанр которого обозначен как «шутка в одном действии», – это притча о мировоззренческой разнице поколений и фейке как основной проблеме современной жизни.

Сорокалетний отец (Михаил Ефремов) приводит на зеленое поле (художник Николай Симонов покрыл сцену «Практики» ковром из искусственной травки) своего сына – вялого айтишника в наушниках, которого играет сын Ефремова, Николай. Этот аттракцион, наверное, должен отражаться в драматургии отношений сценических персонажей – ведь отец и сын ведут трагикомические разговоры, в которых предъявляют друг другу счет за ошибки прошлого. Ефремов старший в дачном камуфляже, младший – в кроссовках, спорят о древней традиции «вырасти сына, построй дом, посади дерево» и обнаруживают неизбежные поколенческие различия. Сын не хочет быть «мужиком» и топит за правду, а отец обзывает его «тряпкой». Иногда они танцуют под аранжированный цоевский мотив. Никаким ценностям, во всяком случае, тем, которые проповедует отец, нет места в новом времени – вот какой складывается месседж.


Сцена из спектакля. Фото - А. Куров.

Ссору героев прерывают два охранника (Олег Тополянский и Валерий Трошин): оказывается, отец и сын своими лопатами испортили чужое и очень дорогое поле для гольфа, принадлежащее местному чиновнику, который, правда, в данный момент находится под следствием. Охранники запугивают старшего, он садится на краю искусственного поля и слушает в наушниках «Восьмиклассницу», меланхолично подпевая Цою. А вот юный айтишник, хоть и не умеет копать, на поверку оказывается сообразительным и храбрым малым и спасает отца от бритоголовых.

«Посади дерево» разбирается и с «отцами и детьми», и с тотальным фейком, символически выраженном в яблоневом черенке, который отец купил на рынке, не заметив, что он из китайского пластика. При этом живое течение ситуации и ее драматическая органика пока под вопросом: парадоксальным образом Михаил Ефремов, являющийся персонажем «по жизни», пока не освоился на камерной сцене «Практики» и свободной дикости, так любимой в нем зрителями, здесь пока нет.


Сцена из спектакля. Фото - А. Куров.

Спектакль, спродюсированный Леонидом Роберманом как арт-коммерция и поставленный Мариной Брусникиной со своими старыми товарищами по МХТ, будут прокатывать на других площадках, в том числе тысячных. Возможно, там сложится все иначе. Но «Практика» эстетически и программно завязана на новые тексты и пусть простые, но актуальные смыслы. В случае с прямолинейной пьесой Житковского вся надежда – на природу и обаяние артиста и его живой контакт с реальным, а не только сценическим сыном. И тогда история про искусственный черенок и проворовавшуюся «Рашку» обретет свои настоящие, не пластиковые корни.

Комментарии

Оставить комментарий