Автор

Северный ветер уличного театра

23–26 июня в Архангельске состоялся XXVII Фестиваль уличных театров. Второй год подряд он проходит в условиях ограничений и невозможности приглашения международных коллективов. Тем не менее старейший российский фестиваль уличных театров продолжает радовать горожан, уже привыкших к тому, что летом театр в городе можно встретить где угодно, и заходит на новые для себя территории — связанные с сайт-специфик подходом, адаптацией драматических спектаклей к открытым городским пространствам и развитием профессионального сообщества.

Некоторые спектакли теперь невозможно представить в закрытых пространствах: так, «Квадрат» Плохого театра, обычно играющийся в Музее стрит-арта в Санкт-Петербурге, рассказывает о мальчишеской дружбе в девяностых, и пятеро друзей периодически играют в «квадрат» — уличную игру, которую не может отнять бедность, потому что, кроме улицы, мяча и готовых играть ребят, для нее ничего не нужно. На этом квадрате пятеро актеров танцуют, играют, вспоминают лучшие и худшие моменты того времени, и бо́льшая часть из них связана с дворовой эстетикой, так что задний двор Дома молодежи в Архангельске, он же сейчас скейт-парк, создает естественный фон для этой истории. Кроме пришедших по записи зрителей, поодаль собираются современные мальчишки, покататься которым в этот вечер, правда, не удастся, а из окон соседних домов выглядывают жители: что это там происходит? Когда по пьесе (режиссер и драматург Дмитрий Крестьянкин) врубят музыкальный центр — подарок старшего брата одному из парней — так, чтобы весь двор залило музыкой, на открытой площадке так же вовсю включенная музыка сыграет чуть ли не машиной времени, и под попсовые песни девяностых, от «Иванушек International» до «Красок» и «Руки вверх!», в специально отведенные для этого моменты выйдут танцевать не только артисты, но и зрители, реанимируя атмосферу тех дискотек и того отсутствия хоть каких-то границ. Уличность поможет еще и увидеть реакции зрителей: у кого изменится лицо при упоминании о Чечне, кто воодушевленно начнет рассказывать спутнику свои истории про девяностые… В спектакле выстраивается не только ностальгическая общность, но и дистанция между эпохами, и когда в финале на сцену-квадрат выйдут некоторые из тех самых мальчишек, пришедших со скейтами, и актеры наденут на них куртки своих персонажей, нахлынет и горечь, и радость от того, что они, наше поколение, уже выросли и теперь их черед и их время. С какой-то стороны более безопасное, а с какой-то — еще неизвестно, но точно другое.

Вытаскивать зрителей на сцену или вторгаться в зрительские импровизированные ряды — норма для уличного театра, и на фестивале можно было оказаться в роли поврослевшего ребенка, которого когда-то принес родителям аист («Из жизни аистов», театр «Пластилиновый дождь», Самара), встретить забавных инопланетян, пытающихся на своем тарабарском языке что-то объяснить человечеству (театр «АспектР», Санкт-Петербург), посмеяться вместе с необыкновенными авиаторами из театра «Микос» (Москва). Представления шли вдоль всей набережной Северной Двины и параллельно ей, в Потешном дворе и во дворах музеев.


«Двенадцатая ночь». Фото — Е. Чащина.

Обязательно ли театру быть на улице, чтобы быть уличным театром? Любопытно порассуждать об этом в связи с показами «Двенадцатой ночи» Никитинского театра из Воронежа, которую режиссер Юрий Муравицкий изначально строил на принципах площадного театра, но которая обычно идет на сцене театра. В Архангельске театр успел сыграть спектакль один раз на набережной, а потом из-за похолодания показы перенесли под крышу Дворца спорта. Фестивалю пришлось срочно организовать доставку двух тонн песка — неизменной части сценографии, а актерам — играть в огромном пространстве Дворца так, чтобы их в прямом смысле слова песочница казалась соответствующей масштабу. Тепло все равно было только условно, и впрыгивающие в пространство игры актеры периодически забывали снимать шерстяные носки, которые держали тут же наготове для периодов, когда их персонажей на сцене быть не должно. Ключом успеха спектакля становится игра в открытую: никаких кулис, куда можно уйти, нет — кто не на сцене, тот у кромки, суфлирует своим товарищам и вспоминает свою роль, которую в этом спектакле определяет не режиссер, а зритель, вытаскивая жребий непосредственно в начале каждого акта. Если в обычном театре забывание текста своей роли, вплоть до необходимости начать сцену сначала, воспримется скорее как оплошность, здесь зрители смеялись над такими моментами вместе с актерами, восторгаясь не столько выверенностью игры, сколько умением импровизировать и обыграть самые разные моменты. Публика уличного театра готова к авантюрам — неудивительно, что в моменты интерактива зрители не только соглашались выйти на сцену, но еще и стремились максимально встроиться в рисунок игры, так что только отсутствие сценических атрибутов и грима выдавало чужака, а в целом, кажется, к концу спектакля актеры и зрители были максимально едины.


«Были и небыли». Фото — Е. Чащина.

Финалом фестиваля стала лаборатория «Были и небыли». Кураторы из столиц, театровед Ника Пархомовская и режиссер Кирилл Люкевич, получивший недавно «Золотую маску» за свою прогулку — исследование мира граффити «4elovekvmaske», по опен-коллу набрали тридцать участников из разных театров, от Молодежного до Театра драмы, театра «Табурэ» и Театра кукол, и нескольких музыкальных коллективов, так что и в процессе, и в показе лаборатория была по-настоящему общегородской. Несколько дней участники исследовали город и его мифологию, отталкиваясь от личности знаменитого сказочника и художника из этих краев Степана Писахова, — искали писаховские места, не по биографии, а по ощущениям; приносили с собой предметы, которые символизировали бы собой писаховский и их Архангельск. Кто-то из участников признался, что раньше все время хотел уехать из города, а на лаборатории понял, что ему здесь хорошо, — кажется, кроме эстетического лаборатория имела еще и терапевтический эффект. Итоговый показ проходил в сквере Победы сразу за памятником Писахову: во всех уголках сквера и даже немного вне его происходили разные перформансы, пластические этюды, концерты. «Услышь Писахова», «Посмотри в окно», «Вспомни прошлое», «Возьми ветер», «Растопи лед» — названия станций на карте будили воображение и задавали нужную атмосферу. Дети восприняли происходящее как квест и старались действительно выполнить все задания: не просто посмотреть, как актриса набирает воздух в целлофановый пакет и подписывает его «северным», «здоровья» или «перемен», а выбрать один из ветров и забрать себе, не довольствоваться видом отдыхающего перформера, а самому растянуться на лежаке и так далее. Большой популярностью у семей пользовалась станция «Попробуй Писахова», где за исполнение архангельских частушек выдавали мороженое или квас, а итогом «Очутись в сказке» стала совместная с горожанами инсталляция в чемоданчике и на ветках деревьев из подручных экологических материалов. Моими личными фаворитами стали: «коврование», которым актриса Нина Няникова объясняла появление нового ковра рядом с истлевшим в одном из архангельских дворов, предлагая фотографическую документацию их обнаружения и непосредственно принеся с собой и предлагая потрогать этого «ковренка», попутно рассказывая про ковры как важную часть семейной истории; и монолог Елены Антушевой о деревянных домах Архангельска и их душе, который она произносила, не прекращая вязать, словно сказочница из какого-нибудь давнего фильма, сплетая художественное и документальное, быль и небыль, в одно.


«Мы выйдем с собой погулять в лес». Фото — Е. Чащина.

Лаборатория показала, что миры сайт-специфик искусства, откуда «родом» ее кураторы, и уличного театра отлично совместимы. Хотя люди из сайт-специфического направления любят говорить о непереносимости таких спектаклей в другое место, в противовес «прокатным» уличным представлениям (и действительно, спектакль-инсталляцию «Север-2», премьеру Архангельского молодежного театра, которую арт-группа ПРОСО вместе с жителями Архангельска сделала в Морском-речном вокзале, перевозить нецелесообразно, важны здесь и архитектурные особенности здания, и историко-культурные и политические отсылки, которые считывают только местные), на первый план сегодня, как кажется, выходит общая для них внимательность к вписанности в пространство и его исследованию, в процессе подготовки и во время самого спектакля. Так, отлично на фестивале прозвучала аудиопрогулка «Мы выйдем с собой погулять в лес» Федора Елютина («Импресарио», Москва), которую команда «Импресарио» показала уже в нескольких городах, в Архангельской области выбрав лес в музее под открытым небом «Малые Корелы». Пройдясь мимо памятников деревянного зодчества, ты уже погружаешься в какие-то другие пространство и время, а разговор в наушниках с маленьким мальчиком или маленькой девочкой, на выбор, с просьбой вслушаться в лес, пройтись по его тропинкам и мху, найти красивое дерево и обнять его, закопать секретик и съесть выданное, хочется сказать волшебное, яблоко совсем переносит тебя в полузабытое детское ощущение азарта и радости, когда тебе не нужно было много вещей, чтобы мир казался наполненным чудес. При этом очевидно, что прогулка в этом лесу не будет равна прогулке в другом, что именно эти деревья, эти лишайники, эта речка, эти дома создают свою особую атмосферу, которую благодаря спектаклю ты прочувствовал гораздо больше, чем если бы ходил сам по себе.

О границах уличного театра как жанра и невозможности его до конца очертить говорили на деловой программе, проходившей по утрам, — и это тоже новшество для фестивалей уличного театра. Недавно созданный Российский союз уличных театров и артистов (РСУТиА) провел серию мастер-классов и дискуссий, посвященных теоретическим и практическим вопросам уличного искусства. Здесь можно было и узнать про новые материалы для костюмов и декораций, про световые элементы и их подключение, и научиться ходить на ходулях, и поделиться идеями своих новых спектаклей и спросить у находящихся тут же продюсеров совета. География уличного театра в России обширна, только в Архангельске удалось собрать участников от Геленджика до Тюмени, и очень важно развивать коммуникацию и обмениваться опытом. Уличный театр — активно развивающийся сегодня сектор, он все больше становится заметен и сквозь театрально-драматическую оптику, и можно только надеяться, что взаимодействие разных институций, дисциплин и людей, которое можно было наблюдать в Архангельске, будет развиваться дальше во всей театральной России.

Комментарии

Оставить комментарий