Автор

Свидетель между нами

В ульяновском частном театре «Enfant Terrible» второй раз поставили Дмитрия Данилова. В прошлом сезоне здесь прошла премьера «Человека из Подольска». В марте главный режиссер театра Дмитрий Аксенов выпустил «Свидетельские показания» — текст о проклятии всеобщего невнимания.

Текст Данилова напоминает развернутую притчу о слоне и слепцах. Разве что в случае со слоном есть зрячий, носитель объективного знания. А у Данилова зрячих быть не может, и человек (или слон) остается для окружающих вещью-в-себе. Нарушая правило «о мертвых либо хорошо, либо ничего», случайные свидетели жизни главного зияющего героя пьесы говорят о нем многое, не сообщая главного. Детективный сюжет оборачивается открытым финалом, интрига уходит ввысь, так и не обрушиваясь разгадкой.


Сцена из спектакля. Фото - А. Забожко.

Аксенов выводит на сцену почти всю труппу театра: одиннадцать человек. Персонажи выходят из-за полупрозрачного целлофанового занавеса и по очереди садятся в ободранное офисное кресло. Лица выбелены; все одеты бедно, несуразно и словно посмертно. На них серые плащи не по размеру, с висящими бирками; все босиком. И у каждого в руках — неприкаянный предмет: то скрипка, то ершик, то чашка с отбившейся ручкой. Звучит неспешная тихая музыка — словно в зале ожидания.

Начинается спектакль как парад сатирических бенефисов: Татьяна Леонова играет простодушно-дотошную подъездную активистку, Борис Абашин — резкого соседа, Илья Зызин — завистливого писателя, и так далее. По мере приближения к объекту происходит изменение природы актерского существования, утрированные характерные образы сменяются психологическими зарисовками. Переломной мне показалась роль Натальи Забожко, играющей женщину с книжной ярмарки. Среди своей быстрой речи она вдруг делает паузы, обращаясь с вопросом к аудитории, вырывая зрителей из инерции восприятия. Как будто это первый человек, который пробует разобраться в ушедшей личности, открыть в ней что-то нешаблонное, всмотреться. И вот монолог священника. Ярослав Щедров работает уже совсем иначе, чем ранее в роли директора; во внешности высокого интеллигентной внешности артиста проступают черты пастора, и его слова о «сером потоке» звучат как одна из главных идей постановки.


А. Галактионов - От лица выпавшего из окна. Фото - А. Забожко.

«Enfant Terrible» выбрал версию пьесы с финальным монологом главного героя. Самоубийцу играет Андрей Галактионов: он выходит из-за занавеса последним и произносит вдумчивый приговор серому обществу, где никто ни на кого не смотрит, где скука побеждает даже самых успешных. Он, как и остальные в этом лимбе, — в сером плаще. Всем им, похоже, нет выхода из вечного зала ожидания, пока не научатся видеть друг друга.

В контексте репертуара маленького ульяновского театра эта постановка оказывается закономерной, проявляя амплитуду актерских умений и продолжая размышления о природе современного человека. А скоро Дмитрий Аксенов обещал взяться и за третью пьесу автора, «Сережа очень тупой»: будет даниловский триптих.

Комментарии

Оставить комментарий