Автор

Взрослые куклы. Москва-Петербург

«Театр кукол для взрослых? Странно…» Так начиналась первая часть гида Алексея Гончаренко. Меж тем все интересные «взрослые» куклы в него просто не уместились. И рассказ о лучших спектаклях двух столиц мы приберегли для гида номер два.

ЛК

Москва

Столичный театр кукол для взрослых жив не только «Необыкновенным концертом». В том же легендарном ГАЦТК имени С. В. Образцова идут две важные постановки Бориса Константинова. В «Турандот» действие происходит исключительно ночью, а персонажи передвигаются исключительно на лодках, бесшумно скользящих по каналам. «Жена мужа в Париж провожала» хоть и начинается с поминок, оказывается светлым воспоминанием о светлом парне, попавшем в рай из мира, где счастья в любви достигают только представительные Рабочий и Колхозница на ВДНХ — по законам театра кукол они оживают после закрытия выставки. А еще в афише «Старый синьор…» художника и режиссера Виктора Никоненко — по-европейски стильный спектакль с куклами в человеческий рост, которые не просто рассказывают истории, навеянные Маркесом, но еще курят, спасаются и спасают и сами успевают играть в куклы.


Сцена из спектакля «Жена мужа в Париж провожала». Фото — архив театра.

В Московском областном театре кукол, что находится на Таганке рядом со Студией театрального искусства Сергея Женовача, стоит увидеть «Мойры Петроградского района». В первую очередь из-за специально написанной Константином Федоровым пьесы об индивидуальном предпринимателе, мальчике-сироте и трех мойрах, заброшенных в Ленинград еще во время войны и по рассеянности потерявших ножницы, обрезающие нити жизней.

В Московском театре кукол идет спектакль «Гиньоль имени Станиславского», и если вы знаете, кто такой Станиславский, то, скорее всего, получите удовольствие от того, как перчаточные куклы на ширме (Мочалов, Ермолова, Щепкин, Вахтангов и др.) репетируют чеховскую «Чайку», остроумно пересказывая повесть Чапека «Как ставится пьеса». Кроме того, МТК — редкий театр, специально играющий для подростков. «Мучные младенцы» и «Умник» были созданы по современной зарубежной прозе, изданной популярным издательством «Самокат».


Сцена из спектакля «Гиньоль имени Станиславского». Фото — архив театра.

В Московском детском театре теней идет «Шерлок», примиряющий поклонников двух киноверсий — с Василием Ливановым и Бенедиктом Камбербэтчем. За таинственную атмосферу отвечают максимально реалистичные куклы Виктора Никоненко, за иронию — актеры в роли знаменитого сыщика и его верного соратника доктора Ватсона.

Слово «детский» не должно смущать и в названии Московского камерного театра кукол. Многие сетуют на его отдаленное от центра расположение, но сюда стоит добраться на «Письмовник» режиссера Бориса Константинова и художника Виктора Антонова. Оказалось, что проза Михаила Шишкина как нельзя лучше аукается с визуальными приемами театра кукол. В этом спектакле военные жестокости сведены к минимуму, а сражения в Поднебесной подчеркнуто рифмуются с маминым домашним китайским халатом. Наравне с текстом важны метафорические превращения на сцене: так арбуз становится луной, а отрезанная коса героини превращается в дым паровоза.

В один московский театр надо попасть обязательно, но сделать это непросто — только заранее записавшись на сайте. Это «Тень» Майи Краснопольской и Ильи Эпельбаума. Их знаменитые гастроли Лиликанского королевского театра идут только для пяти зрителей, а «Апокалипсис» по книге Библии — вообще для одного. Во время «Куккафе У. Шекспира» все сидят за столиками и имеют возможность выбрать не только угощение по теме, но и те пьесы, которые будут исполнены. Каждая продолжительностью не более пятнадцати минут. В последней премьере театр пошел по радикальному пути. В «Театре воображения» можно увидеть сразу четыре полноценных спектакля: «Психо», «Черный куб», «Иван Сосанин» (именно так) и «Про Чайку». Действие их происходит в голове у зрителей. Театр, состоящий из титров на экране, описывающих происходящее на сцене и возникающих под музыку в определенном ритме, — не просто смешное концептуальное отражение современного искусства. Например, опера Глинки в трактовке Анатолия Васильева — история столкновения человека, безвозвратно становящегося памятником, с театром и светлым будущим. Он бьется лбом о писаный задник, с помощью троса залезает на высокое дерево, откуда арией и снежками заполняет сцену, побеждая поляков и бесов.


Сцена из спектакля «Куккафе У. Шекспира». Фото — архив театра.

С недавнего времени в Москве можно найти и авангардный театр кукол, но в первую очередь не в театре, а в новых кластерах. Первыми надо упомянуть «Боярские палаты СТД РФ». В «Тишине. Посвящение Эдит Пиаф» (таково полное имя спектакля Бориса Константинова) событиями заправляют воробьи-мимы, набеленные лица которых говорят еще и об их родственных связях с проводниками в мир иной. В спектакле главная героиня в трепетном исполнении Регины Хабибуллиной не только согласно судьбе попадает в автокатастрофу, но использует костыли как ходули, может общаться на птичьем языке с черным гербовым орлом и болтает ногами-лапками на облачке вместе с Марлен Дитрих.

Сцена из спектакля «Тишина. Посвящение Эдит Пиаф». Фото — архив театра.

А еще здесь идет «Дон Кихот. Послевкусие» — получасовая миниатюра актера мастерской Дмитрия Брусникина Михаила Плутахина в постановке Евгения Ибрагимова. С помощью фонарика в разных местах кирпичного сводчатого пространства оживают образы и ассоциации. Увлечение актера театром предмета позволило ему создать следующую постановку уже в Музее истории ГУЛАГа. В «Наблюдателях» именно зрители наблюдают и досочиняют истории, рассказанные невербально с помощью находок недавней экспедиции сотрудников музея. Реальные предметы интересны не тогда, когда они становятся похожи на людей абрисом или движением, а когда в трагическом отсутствии хозяев вынуждены брать на себя функцию хранителей и трансляторов памяти. Бирки на человеке — это смерть, на экспонате — жизнь.

Обыкновенно театр приходит в музей на правах бедного родственника, квартиранта, играющего свои камерные спектакли, не принимая во внимание тему окружающей его экспозиции. Музея истории ГУЛАГа и его директор Роман Романов сами провоцируют театральный эксперимент. Документальное искусство, которое стало привычным для драматического театра и с которым так разнообразно работает анимация, наверное, впервые говорит языком театра кукол (театра, в котором оживают объекты). Так, здесь работает независимый «Таратумб» со спектаклями «И дольше века длится день» по Айтматову и «Гадкие лебеди» по Стругацким. В последнем намечается интереснейшая перспектива так называемым gif-куклам. Изображение человека не просто появляется на экране, это именно «гифка» на планшете, которым управляет и за которым говорит присутствующий здесь и сейчас актер.


Сцена из спектакля «И дольше века длится день» Фото — архив театра.


Санкт-Петербург

Большой театр кукол выстраивает репертуар стратегически, темами, трилогиями и сериями. Сейчас в репертуаре двадцать спектаклей для взрослых. Рядом с постановками на библейские сюжеты и тексты в афише органично существуют спектакли, посвященные великим поэтам прошлого века — Бродскому, Высоцкому, Башлачеву. Не пропустите спектакли, в которых работают нынешние студенты Руслана Кудашова, все они режиссеры, но сами же выходят на сцену. В БТК стоит специально приезжать в ноябре, на БТК-фест, куда привозят свои работы ведущие кукольники. Это шанс полюбить этот вид театра, увидев, каким разнообразным он может быть и как ему легко подружиться с современными танцем и цирком.


Сцена из спектакля «Бродский. Ниоткуда» Фото — архив театра.

В театре «Karlsson Haus» под взрослый репертуар отдана целая сцена на улице Фурштатской, куда попадаешь через окно (не промахнитесь!). Там много работают белорусские режиссеры, а это сегодня одна из самых передовых кукольных стран как минимум Восточной Европы. Алексей Лелявский рассказывает хрестоматийные сказочные сюжеты лексикой, привычной для молодежи, поколения хипстеров, которое в целом разбирается в современном искусстве. «Биография» отталкивается от первоисточника — «Гадкого утенка» Андерсена, «Ваня» — от народных сказок о русской загадочной душе и ее борьбе с нечистыми драконами. В нервных, сочиненных мизантропом Лелявским, спектаклях, можно услышать не только сбитое от возмущения и крика дыхание, но и мат. Не удивляйтесь: в мире, где ватники привычнее стильных пальто, он логичен.
Сцена из спектакля «Ошибка студента Раскольникова». Фото — архив театра.

Анна Викторова и ее команда в «Кукольном формате» обожают играть с городскими мифами. Петр I обманывает чухонскую девушку по имени Нева, и она в отместку до сих пор выходит за гранитные берега. Бабушки с топорами в голове массово являются бедному студенту. Великие писатели XIX века играют в карты, и только один из них знает секрет старой Графини. Все это — в петербургской трилогии «Всадник Cuprum», «Преступление и наказание», «Пиковая дама». А еще в дни Достоевского театр выходит на улицы города с огромными куклами, которые ходят по набережным и могут забрести даже на футбольную арену, чтобы поболеть за «Зенит».

Комментарии

Оставить комментарий