Автор

«Игра в города». «П» — Петрозаводск

Численность населения — 281 000 человек. Расстояние от Санкт-Петербурга на поезде 393 км.

Продолжаю рассказывать о городах «одного дня».

Приезжайте в Петрозаводск осенью. От железнодорожного вокзала прямо к Онежскому озеру вытянутой стрелой лежит проспект Ленина. По нему и идите. Осенняя Онега большим свинцово-серым пятном сливается с горизонтом, над озером кружат чайки, пространство не знает границ.

Довоенный Петрозаводск за редкими исключениями не сохранился. Одно из исключений — ансамбль Круглой площади, образец каменной архитектуры городской застройки Петрозаводска XVIII века. Здесь находилась резиденция олонецких губернаторов. Изначально Петрозаводск строился вокруг оружейного завода, куда при Петре привезли тульских и уральских оружейников-рабочих, в 1801 году Петрозаводск стал административным центром Олонецкой губернии, в 1924-м — столицей Карелии.

Архитектурный ансамбль центра составляет в основном сталинская послевоенная застройка.

Центр просторен и пустынен. Так пустынен, словно ты оказалась где-то внутри комплекса ВДНХ — в нерабочие его часы. В особенности площадь Кирова, где возвышаются друг против друга два главных театра Карелии — Русский драматический и Государственный национальный. Про Русский театр мне нечего сказать (не бывала), кроме того, что снаружи это очередной образчик сталинской мегаломании с колоннадой и «античным» портиком. Про Национальный театр совсем недавно еще говорили, что его основная проблема — отсутствие собственно национального зрителя и умирание карельского языка в бытовом обиходе (в Карелии на нем говорят только пятнадцать тысяч человек). Но всегда есть какое-то «но», которое с успехом побивает любую предубежденность. В Национальном театре не так давно вышел VR-спектакль «Калевала», и, кто знает, может быть, это знак какого-то возрождения.

Еще на очень малой сцене Филармонии живет любопытный театр «Творческая мастерская». В его репертуаре — спектакли Бориса Цейтлина, Александра Баркара, Петра Шерешевского.

Но на внешний театральный рынок пока удалось выйти только Петрозаводскому театру кукол. «Железо» Бориса Константинова, «О рыбаке и рыбке» Яны Туминой, «Вишневый сад» Александра Янушкевича — с этими спектаклями петрозаводские Куклы объехали множество фестивалей, в том числе и «Золотую маску». Городская администрация же к театру, говорят, не очень. И понятно почему. Если, например, «Железо» — это милый ретроспектакль про поездку пожилой супружеской пары к морю на старом автомобиле, то в маньеристском и очень страшном, ориентированном на эстетику Роберта Уилсона, «Вишневом саде», действуют практически живые мертвецы. Так что петрозаводские Куклы — настоящий авторский театр, ради которого, если подгадать репертуар, можно одним днем из Петербурга «Ласточкой» махнуть в столицу Карелии.

Чем еще себя занять одним днем в Карелии? Возвращайтесь обратно на проспект Ленина. Поглазейте на очень странное, нагловато-простодушное, здание гостиницы «Северной», построенной в так называемом стиле пролетарской классики, оно того заслуживает. Купите себе кружку тонкого костяного фарфора с красным карельским орнаментом в одном из магазинчиков. И поужинайте в ресторане «Ягель»: здесь можно попробовать «рыбу ряпушку», вместе с нашей питерской корюшкой восславленную Гоголем в бессмертной комедии «Ревизор», стейк или котлеты из лосятины и изумительной красоты торт под одноименным названием «Ягель», похожий на огромный кусок мха, со шпинатом, кремом, ягодами черники и брусники.

Комментарии

Оставить комментарий