Авторы

Казань - дело тонкое

Первое, что ощущаешь, стоит пересечь границу Татарстана, — попадаешь в другой мир. В нем отличные дороги, ухоженные дома и развитое сельское хозяйство. В древней, но динамичной, эффектной, комфортабельной новенькой «с иголочки» Казани это чувство достигает особой концентрации.

Несколько лет назад, когда Театр им. Г. Камала приезжал на гастроли в Петербург, его артисты, гуляя по городу, вздыхали с легким чувством осуждения: «Какой красивый город и какой неухоженный…»

Казань — ухоженная, где-то даже переухоженная, так, что из нее подвыветрился древний дух истории. Но его можно почувствовать, если, вдоволь нагулявшись по Кремлю, вы окажетесь в Старо-Татарской слободе, в районе пересечения улиц Татарстан и Московской, в квартале, где находится старинная мечеть Нурулла и вообще сконцентирована татарская и исламская аутентика — Музей чак-чака, магазины мусульманской одежды и кафе с халяльной едой.

Мультикультуральную природу современной Казани, наверное, лучше всего передаст фантастический и помпезный Храм всех религий. И театр, конечно, далеко не самое первое, ради чего туристу надо ехать туда. Однако и театр в Казани можно найти практически любой: национальный татарский, Русскую драму с ее лю́бым сердцу традиционалиста набором костюмной классики от Островского до Мольера, иммерсивное шоу «Анна Каренина» в специально выкупленном для этого старинном особняке купца Демидова и по совместительству старом ЗАГСе, минус-выразительные постановки лаборатории «Угол» и множество других мест, где можно «выдохнуть», если вы подустали от навязчивых форм национального этикета или традиционного восточного гостеприимства. Изобретательные, жадные до работы казанцы, что ни год, придумывают всё новые фестивали и лаборатории.

Всего в Казани около двадцати театров. Шесть или семь из них — это крупные государственные образования. У каждого — свои поклонники и фан-клубы, периодически устраивающие околопремьерные «бои без правил» в комментариях к публикациям замечательного казанского издания «Татарстан бизнес онлайн».

Как добраться:

Из Москвы каждые три часа летают самолеты самых разных авиакомпаний: от «Аэрофлота» до «Победы». Время в пути полтора часа.
Из Петербурга — два-три раза в день. Время в пути два часа пятнадцать минут.
От аэропорта Казани до центра города примерно тридцать-сорок минут на машине.
Поезда из Москвы отправляются восемь-десять раз в день. Время в пути от десяти до двенадцати часов.

Татарский государственный академический театр им. Галиасгара Камала

Большое светлое здание Театра Камала с покатой крышей в форме трамплина и национальным орнаментом по фасаду было спроектировано в 1970-е и в целом отражает дух своего времени. Расположение — на берегу красивого озера Кабан. Спектакли ежевечерне идут с профессиональным синхронным переводом на русский и английский языки.

Татарский национальный театр своим появлением обязан татарским просветителям начала XX века, настроенным на евроинтеграцию и модернизацию исламского вероучения. Датой появления национального театра в Татарстане принято считать 22 декабря 1906 года, когда любительским кружком была сыграна комедия «Беда от любви» Намика Кемаля. А уже в 1907 году к одной из таких трупп примкнула первая актриса мусульманского мира — Гиззатулина-Волжская. Что касается драматургов-просветителей, то они, конечно, разрабатывая местный специалитет, в своих пьесах ориентировались на лучшие образцы современной западной драматургии. Так, пьеса «Без ветрил» напоминает «Бег» Булгакова, только действие ее разворачивается в годы Гражданской войны в Татарстане.
Классики татарской драматургии в 30-е годы попросту физически были уничтожены в годы репрессий. Государственный национальный театр, основанный Каримом Тинчуриным в 1922 году по заданию Наркомпроса, был впоследствии назван именем Камала по чистой случайности: Галиаскар Камал не так уж много писал для театра, но он — один из немногих, кому посчастливилось умереть своей смертью в 1933 году. Классиком режиссуры считается Марсель Салимджанов, возглавлявший «Камала» с 1966-го по 2001 год и передавший руководство Фариду Бикчентаеву.

С тех пор театр старательно держит баланс между национальной комедией/мелодрамой и интеллектуальным вызовом современности и своему традиционному зрителю, интегрируя в репертуар пьесы Чехова, Мольера, Юна Фоссе и др.



«Голубая шаль». Режиссер Ф. Бикчентаев. Театр им. Г. Камала. Фото — архив театра

Надо понимать, что житель Татарстана начала XX века — сельский житель. Так сложилось из-за этноконфессиональной дискриминации, свода узаконений, запрещавших татарам с момента падения казанского ханства в XVI веке и вплоть до века XX селиться на территории городов. Правда, ряд послаблений в эти законы (после Пугачевского бунта) внесла Екатерина II, которую кое-где в Татарстане до сих пор почтительно называют «бабушка-царица». Сельский контингент объясняет и природу современного татарского театра — здесь до сих пор любят деревенскую комедию. А в зрительном зале можно увидеть старушек в национальных платках и солидных мужчин в высоких бараньих шапках.

Татарская классика — мультижанровая, иногда кажется, что смотришь комедию положений, но под конец разражается «жестокий романс»: ревнивый злодей, прячущийся за бутафорской березкой, вращая глазами, убивает кинжалом несчастных влюбленных.
Татарский артист — синтетический артист-универсал, он прекрасно владеет словом и телом, умеет все: петь, танцевать, переживать, но больше всего любит смешить. Этот синтетизм — не болливудский, где сначала разговаривают, а потом танцуют и поют, в нем слово, музыка и танец соединены практически бесшовно. Чаплин современного «Камала» — Искандер Хайруллин, которого во всем его комедийном блеске можно увидеть в «Банкроте» и «Дон Жуане».

Зачем идти:

Национальная экзотика и современная режиссура.

Что смотреть:

«Голубая шаль» Карима Тинчурина, пьеса 1926 года, визитная карточка театра, практически не сходившая с репертуара и возникавшая в разные годы в разных редакциях. Любовь на фоне классовой вражды. Татарским Ромео и Джульетте содействует банда благородных разбойников, все заканчивается благополучно.
«Банкрот» и «Дон Жуан» в постановке Фарида Бикчентаева. Первое — авантюрная комедия с героем вроде Остапа Бендера, которому (внимание, спойлер!) везет. Второе — лирическая исповедь режиссера о том, как непросто быть индивидуальностью и какую цену за это приходится платить.


«Дон Жуан». Режиссер Ф. Бикчентаев. Театр им. Г. Камала. Фото — архив театра

«И это жизнь?». Спектакль большой надежды татарской режиссуры, молодого выпускника ГИТИСА (мастерская С. Женовача) Айдара Заббарова. Поэтическое полотно замечательной нежности и красоты, «судьба человека», не выдержавшего испытаний жизнью, поиска и потери себя. Последняя номинация театра на «Золотую маску».

Когда приезжать:

На фестиваль тюркоязычных театров «Науруз». Вообще Науруз как праздник прихода весны по астрономическому солнечному календарю у иранских и тюркских народов отмечают 21 марта. Фестиваль в Казани, как правило, приходится на конец мая — начало июня.

Один из старейших фестивалей, впервые прошел в Алма-Ате еще в 1989 году. В 1998 году после распада СССР инициативу подхватил Татарстан. Сейчас проходит раз в два года, чередуя театральную программу и мощный образовательный форум с круглыми столами, лекциями для театральных продюсеров, мастер-классами для актеров, семинарами для театральных критиков.

Тюркоязычный мир очень обширен, поэтому в афише можно увидеть спектакли из Турции, Ирана, Якутии, Хакасии, Казахстана и Туркменистана. У программного директора, театроведа Нияза Игламова, расписание получается безупречно сбалансированным. Здесь и забрендированное, хранимое в торжественной неприкосновенности национальное достояние — якутские шаманы и тойук, тувинское горловое пение, и спектакли режиссеров, которые, выучившись в известных мастерских Москвы и Петербурга, пытаются адаптировать концепции европейских школ к местным традиции и менталитету или, наоборот, бросить последним вызов.
Вопросы по приему заявок здесь.

На фестиваль молодой режиссуры «Ремесло». До 2019 года фестиваль принимал Театр им. Камала. Затем он перешел под эгиду Татарского ТЮЗа. Программа насыщенная, по три-четыре спектакля в день, проходят публичные обсуждения ведущих театроведов с творческой группой.
Программный директор — Нияз Игламов, директор — Гузель Сагитова, худрук — Ринат Аюпов.

Куда пойти после: в летнее время взять лодку напрокат и поплавать по Кабану, здесь же на берегу озера — масса ресторанчиков татарской кухни вроде «Татарской усадьбы», «Театра национальной кухни», или «Печи», где в настоящей печи готовят эчпочмак (это такие треугольные пирожки с начинкой из картофеля и мяса). Расположиться можно внутри, а летом — на веранде. Все, разумеется, оформлено в национальном стиле.

Казанский государственный ТЮЗ

Играет спектакли на русском языке. Ему восемьдесят семь лет, и занимает он красивое историческое здание в центре, построенное в конце ХIХ — начале ХХ века под клуб казанского купечества. После Октябрьской революции здесь был Дом татарской культуры (Шарык клубы (Восточный клуб)), а в 1920-е годы здание перестроили под театр.

Минуты славы Казанского русского ТЮЗа пришлись на 1990-е годы, когда его возглавлял талантливый и строптивый режиссер Борис Цейтлин, а играла в его спектаклях будущая звезда постановок Константина Богомолова Роза Хайруллина. Сейчас можно сказать, что ее розовый Ариэль (их в «Буре» Цейтлина, получившей в 1995 году на «Золотую маску», несколько), был ультраженственным и еще нисколько не напоминал гендерно гибридные образы вроде Лира или Алеши Карамазова в постановках Богомолова.

Смотреть здесь.

Но в 1996 году пожар уничтожил Казанский ТЮЗ, и Роза Хайруллина уехала из Казани.
Зато, Роман Ерыгин, игравший у Цейтлина Просперо, и сейчас работает в театре.


«Бал. Бесы». Режиссер Т. Имамутдинов. Казанский государственный ТЮЗ. Фото — архив театра

Сегодня театр возглавляет Туфан Имамутдинов. Несколько лет назад вокруг его фигуры разгорелась камерная актерская революция, поделившая труппу на две части, но сейчас, кажется, все тихо. Можно сказать, что Имамутдинов стремится удержать баланс между зрительскими ожиданиями и здоровыми режиссерскими и фестивальными амбициями. В репертуаре ТЮЗа и утренники, конечно, и русская классика (более-менее хрестоматийный «Выстрел» по Пушкину, «Бал.Бесы» — премьера по Достоевскому), и современная пьеса («Любовь людей» Дмитрия Богославского), и полижанровые постановки вроде «Из глубины… (Художник Винсент ван Гог)», в 2017 году четырежды номинированные на «Золотую маску» в области «Балет. Современный танец». Письма художника брату Тео и друзьям здесь переложены на язык музыки, а полотна художника — на язык пластики через танец буто.
Зал один, большой, планировка обычная (сцена на возвышении, портал, обитые красным зрительские ряды), но есть один спектакль по Горькому, который играют в нетрадиционном пространстве — на заднем дворе театра.

ТЮЗ располагает всем необходимым для посещения людьми с ограниченными возможностями, в частности — инвалидами-колясочниками. Для них (сообщается на сайте) в театре организована безбарьерная среда от дверей театра, предусмотрены широкие дверные проемы, пандусы, туалетная комната и усилитель слуха для слабослышащих.

ул. Островского, 10

Казанский татарский ТЮЗ им. Г. Кариева

Этот театр сегодня переживает пока еще не подъем, но движение по восходящей. Это можно связать с приходом молодого амбициозного директора, педагога, филолога Гузели Сагитовой. Молодую мобильную труппу театра возглавляет Ринат Аюпов.

Раньше Татарский ТЮЗ жил на окраине, а в 2018 году наконец получил и перестроил здание бывшего Дома офицеров в самом центре Казани, неподалеку от театра кукол «Экият».

Среди инноваций:
Театр организовал Всероссийский конкурс детской драматургии «ASYL», на который принимаются ранее не опубликованные пьесы авторов, пишущих на русском и татарском языке.
Проводит разнообразные образовательные программы для школьников, где артисты рассказывают, как устроен театр.
Как и в любом татарском национальном театре, здесь можно увидеть комедии, сказки, классику с песнями, танцами и накладными женскими косами. Например, «Галиябану» историю тех самых влюбленных, которых в «Камала» убивает злой соперник, прячущийся за березкой. Однако весной 2019 года здесь прошла первая режиссерская лаборатория, показавшая высокий уровень технической мобилизации: в рамках одного дня в разных пространствах театра (от гардеробной до репзала и фойе) были показаны четыре эскиза современных пьес, представленных режиссерами Москвы, Казани, Норильска, Уфы. Значит, театр взял установку на современный репертуар.
А с 2019 года взял под свою эгиду фестиваль молодой режиссуры «Ремесло».

Из того, что стоит смотреть, — «Удивительное приключение кролика Эдварда», эстетский спектакль Аюпова по роману Кейт ди Камилло про приключения ушастого «звездного кролика», со стилизованной, до малейшего выверенной пластикой кукольных персонажей.


«Лейла и Мейджун». Режиссер Р. Аюпов. Казанский татарскй ТЮЗ им. Г. Кариева. Фото - архив театра.

Драматург-москвичка Юлия Тупикина соединила историю древних любовников, прославленных Низами, с историей любви современных казанских подростков, так что в спектакле действует не одна, а две пары, одна — условно-поэтическая, трагическая, говорящая языком поэзии и пластики, вторая — реальная, в которой влюбленные школьники вместе сочиняют рэп. Здесь, конечно, своего рода спор с традицией, настаивающей на том, что невозможность соединения влюбленных чревата если не летальным исходом, то безумием. В пьесе Тупикиной и спектакле Аюпова «жизнь после жизни» есть.
Премьера сезона – «Умник» по книге Мари-Одд Мюрай, весело и без соплей рассказывающей о том, как непросто жить с особым «ребенком».Постановка Екатерины Корабельник.

Где жить:

«Биляр Палас» (Bilyar Palace) — четыре звезды, разнообразные завтраки, бассейн и СПА, номера с шумоизоляцией. Рядом — Театр им. Г. Камала, лаборатория «Угол», театр кукол «Экият».
Гостиница «Татарстан» на пл. Тукая — три звезды, суровый вариант «назад в 80-е» с разваренными макаронами на шведском столе, зато расположение — в самом центре города, что обеспечивает «шаговую доступность» любых театров.
«Татар Инн» — недорогой современный отель на озере Кабан. В пешей доступности Театр им. Г. Камала, «Угол», Казанский ТЮЗ.

Татьяна Джурова

«Угол» «Живого города»

Если вы хотите увидеть альтернативную театральную Казань, запомните пароль: «Живой город». Фонд с таким названием был создан в 2013 году Инной Ярковой, Дианой Сафаровой и Артемом Силкиным для поддержки и развития современного искусства на территории Татарстана. Он быстро стал известен далеко за границами региона.
В 2015-м в Казани, на улице Парижской коммуны, 25/39, открылась творческая лаборатория «Угол» — стационарная площадка фонда и место притяжения театральных экспериментаторов и альтернативщиков со всей России. Сюда регулярно приезжают театральные десанты, чтобы посмотреть премьеры Дмитрия Волкострелова, Всеволода Лисовского, Розы Хайруллиной и Васи Березина. Но «Угол» — это далеко не только казанский аэродром для звезд поискового искусства. Это еще и настоящий городской театр в изначальном понимании. Здесь действительно можно встретиться с людьми Казани и даже с архитектурными объектами, с прошлым города и с его настоящим. Спектакль-променад казанского режиссера Регины Саттаровой «Время роста деревьев» — это написанная драматургом Михаилом Дурненковым история обыкновенного парня по имени Николай, с микрокосмосом которого знакомишься, гуляя по «заброшкам» и бурьянам города.


«Индивиды и атомарные предложения». Режиссер В. Лисовский. Творческая лаборотория «Угол». Фото - архив театра.

С динозавром советского конструктивизма, культовым «Мергасовским» домом, и его жителями можно познакомиться, не выходя из черной комнаты «Угла». Спектакль «Мергасовский» режиссера Веры Поповой, драматургов Радмилы Хаковой и Йолдыз Миннулиной, художника Ксении Шачневой и композитора Владимира Раннева театральными средствами оживляет уходящую жизнь, лица, голоса исчезающей, старой Казани.

Если может поисковый, не конвенциональный театр, создать хит, то это «Индивиды и атомарные предложения» Всеволода Лисовского. Спектакль рассчитанный на то, чтобы зритель его смотрел (используя очки с красными стеклами), слушал (через наушники) и совершал выбор, что именно услышит — математические теории или импровизационные монологи перформеров, стоящих на сцене. Однако спонтанное бормотание, произвольно микшируемое в наушниках, не только победило математическую поэму, но вдруг для многих оказалось поводом посещать «Индивидов» снова и снова да и, в конце концов, оказаться на месте одного из перформеров.
Кроме собственно спектаклей, «Угол» постоянно организует лекции, кинопоказы, гастроли дружественных независимых театров и проектов ну и конечно и в первую очередь «Угол» вместе с фондом «Живой город» проводит театральные лаборатории «Город. Арт-подготовка», «Аннигиляция», «Свияжск АРТель».
Отдельный проект «Живого города», затратный и амбициозный — это первый иммерсивный спектакль Казани «Анна Каренина» режиссера Дианы Сафаровой. Для него старый казанский ЗАГС был отремонтирован и превращен в особняк XIX века, где отражение нашли и Москва, и Петербург, и еще десяток локаций из романа Толстого.

«Город. Арт-подготовка»

«Арт-подготовка» — первая лаборатория «Живого города». Ее с 2014-го собирает и курирует изобретатель театральных лабораторий Олег Лоевский. Кроме театральных исследований, она занимается изучением города и городского пространства. И нет лучше времени посетить Казань, как в начале лета, в период проведения «Арт-подготовки». Спектакли-променады, спектакли в нетеатральных пространствах, сделанные командами режиссеров, композиторов, драматургов, художников казанских и российских — это три-пять дней больше, чем театра, это диалог, знакомство, повод рассказать о себе и познакомиться с соседями.


«Мергасовский». Режиссер Вера Попова. Лаборатория «Арт-подготовка». Фото - архив театра.

«Аннигиляция»

Лаборатория «Аннигиляция», курируют которую Дмитрий Волкострелов и Олег Лоевский, фактически скрещивает театр и большую науку, что всерьез и последовательно не делают больше нигде. С прошлой лаборатории в репертуар «Угла» попала экодрама Ангелины Миграновой и Родиона Сабирова «копеподы. путь. исследования» о крошечных веслоногих рачках. Показы второй «Аннигиляции» пройдут в Казани с 12 по 13 ноября, режиссеры еще только отправляют конкурсные заявки, но уже известно, что в ней примут участие неврологи, микробиологи, математики и генные инженеры.

«Свияжск АРТель»

Ведущий свою историю от походов Ивана Грозного на Казанское ханство остров-град Свияжск сегодня не знает отбоя от туристов. К белым стенам монастыря, успевшего побывать и филиалом ГУЛАГа, и психбольницей, а ныне ставшего памятником ЮНЕСКО, съезжаются туристы со всего мира, и пока ближе к шести часам вечера туристические автобусы не разъедутся, почувствовать и понять этот удивительный остров почти невозможно. Хотя бы только затем, чтобы посмотреть, как за стены Успенского монастыря садится солнце, на острове стоит переночевать. Но есть и лучший способ открыть для себя место, где сложная и драматическая история России будто бы спрессована на крошечном кусочке суши, — это приехать сюда (забронировав заранее номер в одной из немногочисленных гостиниц) во время проведения лаборатории «Свияжск АРТель», которая проходит каждый год во второй половине лета. Этим августом можно было, например, побродить по ночному пляжу острова в компании Ходжи Насреддина и его осла, спектакль о которых сочинил режиссер Тимур Бекмамбетов, да и вообще посмотреть, как кинорежиссеры театральными средствами осваивают пространство острова. Еще в Свияжск стоит отправиться, чтобы увидеть две части оперной трилогии композитора и режиссера Александра Маноцкова — «Сны Иакова, или Страшно место» и «Красный сад», они тоже рассказывают об острове, но так, как умеет это делать только Маноцков.


«Сны Иакова, или Страшно место». Композитор и режиссер Александра Маноцкова. Фото - архив театра.

Где жить:

Отель «Дом купца Каменева», гостиница «Свияга».

Где поесть:

Лучшие на свете хачапури в кафе «Хачапури».

Оксана Кушляева

Комментарии

Оставить комментарий