Автор

Третья столица

У Новосибирска всегда были амбиции третьей театральной столицы. Хотя, кажется, у молодого сибирского города просто не было шанса не сделать театры центром своей культурной жизни, ведь он не может похвастаться ни историческими памятниками, ни изысками архитектуры, ни бурной выставочной или литературной жизнью. А вот его театры узнаваемы. Более того, они постоянно находятся в состоянии активного предъявления своей позиции. В драматических театрах это подогревается хорошей художественной конкуренцией, в музыкальных — разного рода амбициями руководителей. В последние два года появился стимул в виде зарождающегося движения независимых театров. Оценить состоятельность всех площадок вполне возможно уже сейчас — в сентябре они открыли свой театральный сезон. В сезоне 2019/2020 также пройдет четыре крупных театральных фестиваля, подпадающих под определение must see.

Для встречи с театральным прекрасным не придется мотаться по городу, так как все сцены находятся в пределах центра и по линии метро. Поэтому найти гостиницу театральному туристу не составит труда. Среди возможных вариантов: средний ценовой сегмент — «Азимут» и «River park», более дорогие — «Marriott Hotel», «Domina», «Хилтон». Выпить кофе всегда можно в «Чашке кофе», «Coffee Collective», побаловать себя вином — в «Пардон май френч», а основательно подкрепиться — в «Белуччи круче» (пицца, паста), «Дрова мука» (стейки) и «Beerman» (пельмени).

Добраться до Новосибирска не очень сложно: практически с каждым большим городом есть авиасообщение. Больше всего рейсов у «S7» и «Аэрофлота». Из Москвы и Санкт-Петербурга лететь около четырех часов, так что запаситесь удобной подушкой и интересным чтением.

Театральный сезон в Новосибирске длится с сентября по июнь. Билеты на спектакли можно приобрести на сайтах intickets.ru и rukassy.ru; в кассах и на официальном сайте театра.

Новосибирский театр оперы и балета

Находится на главной площади города, и не заметить его просто невозможно, поскольку с 1945 года он является крупнейшим театральным зданием в России. А все потому, что в советское время проектировщики планировали сооружение не только в качестве оперной сцены, но и как дворец съездов. Отсюда и само архитектурное решение — большой купол диаметром 60 м и высотой 35 м, уникальная конструкция, без ферм или колонн, поддерживающая сама себя. По традиции главное здание города можно найти на коробке самых вкусных местных конфет с лаконичным названием «Новосибирск».

А начать с конфет стоит именно потому, что нынешняя политика Новосибирской оперы ориентирована в большей степени на приятное времяпрепровождение, чем на искусство. Такие преобразования начались после печально известного скандала с оперой «Тангейзер», когда, несмотря на протесты общественности Новосибирска, прежнее руководство театра было уволено и директором стал петербуржец Владимир Кехман (с 2017 года художественный руководитель). Он изменил название известнейшего Театра оперы и балета на, по его мнению, более удачное в маркетинговом отношении «НОВАТ», перекрасил стены памятника модернистской архитектуры 1920-х в терракотовый и голубой цвета, расставил плюшевую мебель. Вместе с этим в творческих планах перестали возникать имена знаменитых постановщиков и громкие премьеры. О звездах типа Курентзиса и Чернякова и речи не идет. А ведь были времена их постоянного сотрудничества с Новосибирским театром оперы и балета. Основой репертуарного проката Кехман сделал балет, наиболее востребованный у зрителей жанр по сравнению с оперой. Вот и в новом сезоне нам предлагают в качестве премьеры «Лебединое озеро».

Такая художественная политика привела к тому, что Новосибирская опера с 2015 года ни разу не номинировалась на национальную театральную премию «Золотая маска», но стабильно получает респекты от Министерства культуры РФ за показатели посещаемости.

Адрес:

Красный пр., 36 (метро «Площадь Ленина»)

Драматический театр «Красный факел»

Театр стоит на самой оживленной улице Новосибирска — улице Ленина. Он живет в бывшем здании Купеческого клуба, построенного в 1914 году. Спектакли играются на большой и малой сценах, а также на третьей сцене в театральном кафе. В архитектурном отношении здание представляет собой гибрид ампира с элементами модерна и русского стиля, что в некотором смысле можно сказать и о репертуарной политике самого театра.

Но начать, пожалуй, стоит не с этого. Если и ехать в Новосибирск в поисках театральных впечатлений, то первым номером будут спектакли Тимофея Кулябина. Имя главного режиссера театра «Красный факел» известно далеко за пределами Новосибирской области, а спектакли идут в Большом театре и Театре Наций Москвы. Но именно «факельские» труппа и менеджмент помогли состояться одному из лидеров режиссуры молодого поколения. В его лучших спектаклях «Онегин», «Три сестры», «Дети солнца», «Гедда Габлер» классические сюжеты органично и изобретательно переплавляются в истории наших современников и дарят впечатление настоящей творческой свободы. Для такой свободы нет языковых и ментальных границ, поэтому «Три сестры» стали гастрольным хитом театра и объехали уже полмира. В спектаклях Кулябина блестяще проявляются актеры Дарья Емельянова, Константин Телегин, Павел Поляков, Ирина Кривонос, Линда Ахметзянова.


«Три сестры». Режиссер Т. Кулябин. Фото — архив театра.

Остальной репертуар театра не назовешь художественно выверенным. Здесь рядом с эстетской «Иллюзией» Филиппа Григорьяна и эпичным «Довлатов. Анекдоты» Мити Егорова бодро собирают кассу ветераны коммерческого проката во главе с «Только для женщин». Практически ни один новосибирский театр не избежал подобного репертуарного названия, но в афише «Красного факела» их уже больше, чем хотелось бы.

Однако «Красный факел» нашел и другой, более гуманный метод приобщения массовой публики к искусству сцены. В центре его — актеры. Они сами ставят спектакли, сочиняют концертные и поэтические программы и практически каждый вечер показывают их на третьей сцене, в кафе театра. Очевидно, что в подобных проектах актерское обаяние преобладает над художественными результатами в целом, но некоторые спектакли стоит увидеть и ради него. Например, «Скамейку» и «Маленькие трагедии».

Сезон открыт. Прошла премьера «Перемирия» Олега Липовецкого — первой российской постановки пьесы Алексея Куралеха. Ожидается еще две любопытных премьеры: «Карьера Артура Уи» Брехта в режиссуре Глеба Черепанова, «Идея господина Дома» Кроммелинка в версии Александра Баргмана.

Адрес:

Ул. Ленина, 19 (метро «Площадь Ленина»)

Молодежный театр «Глобус»

Найти этот театр совсем несложно: огромное здание в виде парусника располагается недалеко от Оперного театра и часовни Святого Николая, которую новосибирцы считают географическим центром России.

Бывший ТЮЗ, ныне Молодежный театр «Глобус» долгие годы держит марку успешного директорского театра, чья художественная программа строится на спектаклях приглашенных режиссеров. Эту модель начала развивать театральный менеджер Мария Ревякина, которая руководила «Глобусом» с 1987-го по 2001 годы. Затем продолжила Татьяна Людмилина — вплоть до своего увольнения в 2014 году. Благодаря их прозорливости и знанию дела на большой и малой сценах молодежного театра появлялись спектакли Дмитрия Чернякова и Валерия Фокина, Марата Гацалова и Александра Галибина, Нины Чусовой и Марины Брусникиной, Елены Невежиной и Бориса Павловича. Увидеть сейчас можно только «Пианистов» Павловича. При отсутствии внешней динамики и погруженности в слово в этом спектакле все время ощущаешь движение музыки — благодаря энергии актеров и большой композиционной слаженности режиссерского решения.

Главный режиссер театра Алексей Крикливый в последнее время держится в тени. В его недавних работах ощущаются усталость и поиск стиля, чего не скажешь о спектаклях, поставленных десятилетие назад. Интерпретации современных романов и пьес звучали острыми темами взросления, которые азартно воплощала молодая команда «Глобуса». В репертуаре до сих пор идет «Толстая тетрадь» — наиболее сильное высказывание этой линии и, пожалуй, лучший спектакль Крикливого в этом театре. Еще одна его работа, безусловно стоящая внимания, — «Крейцерова соната» со сложносочиненной ролью Лаврентия Сорокина.


«Крейцерова соната» . Режиссер А. Крикливый. Фото — архив театра.

Из самого интересного, что «Глобус» предлагает для юной аудитории: «Чук и Гек» и лаборатория о подростках «ПодросTALK».

В новом сезоне «Глобус» готовит сразу несколько заманчивых премьер: мюзикл о легендарных сибирских панк-рок-музыкантах Янке Дягилевой и Егоре Летове в постановке Олега Липовецкого, документальный спектакль о Великой Отечественной войне режиссера Анастасии Патлай, известную пьесу Ивана Вырыпаева «Иранская конференция» в режиссуре Елены Невежиной.

Адрес:

Ул. Каменская, 1 (метро «Площадь Ленина»)

Театр «Старый дом»

Место расположения театра — одна из самых старых улиц Новосибирска: Большевистская, соединяющая центральную часть города и дорогу в Академгородок. Он живет в особняке 1912 года постройки, который совсем недавно был отреставрирован и теперь украшает площадку около самого длинного крытого метромоста в мире.

За последние десять лет благодаря творческой воле директора Антониды Гореявчевой этот театр занял нишу экспериментальной площадки, где выходят самые смелые в художественном отношении премьеры. Исток этой репертуарной линии — в спектаклях итальянского режиссера, руководителя театральной программы Венецианской биеннале Антонио Лателлы. В своем первом спектакле «Трилогия» по пьесам Еврипида он создал в Новосибирске прецедент дерзкой актуализации классики, в которой древнегреческие персонажи переоделись в костюмы суперменов и Мэрилин Монро. В нынешнем сезоне можно увидеть его «Пера Гюнта»: четырехчасовое путешествие с талантливыми Анатолием Григорьевым и Ларисой Чернобаевой в главных ролях. Вообще, в афише «Старого дома» есть чем поживиться театральному гурману: современная опера «Снегурочка» Александра Маноцкова и Галины Пьяновой, physical theatre в «Я здесь» Максима Диденко, документальный спектакль «Пыль» Михаила Патласова, театральный футуризм в «Злачных пажитях» Юлии Ауг, психоанализ в «Недоразумении» Антона Маликова, фарсовый «Вишневый сад» Андрея Прикотенко.


«Sociopath / Гамлет». Режиссер А. Прикотенко. Фото — архив театра.

Режиссер Андрей Прикотенко после успеха «Вишневого сада» возглавил труппу «Старого дома» и выпустил спектакль-хит «Sociopath» по мотивам шекспировского «Гамлета». В нем история датского принца рассказывается языком рэп-баттлов, танцами на гироскутерах и проекционной графикой.

Первой премьерой сезона стала современная вариация романа «Идиот» в режиссуре Андрея Прикотенко. Из ожидаемых премьер: эпический «Цемент» Хайнера Мюллера в постановке Никиты Бетехтина, «Петровы в гриппе и вокруг него» Алексея Сальникова в версии режиссера Дениса Азарова.

Адрес:

Ул. Большевистская, 45 (метро «Речной вокзал»)

Городской театр под руководством Сергея Афанасьева

Театру п/р Афанасьева уже больше тридцати лет, но у него до сих пор нет собственного здания. Не стоило бы говорить об этом, если бы театр был захудалым и бессмысленным, но афанасьевский вовсе не попадает в эту категорию. С середины 90-х и до середины нулевых здесь были лучшая в Новосибирске труппа и спектакли по пьесам Чехова с неожиданными режиссерскими решениями и штучными актерскими работами. На ум сразу же приходит «Дядя Ваня» с Владимиром Лемешонком в роли Астрова и Сергеем Новиковым в роли Войницкого. Сейчас этот спектакль можно увидеть, но только в видеозаписи — на сайте журнала «Театр».

Сегодня театр Сергея Афанасьева определяет свою роль в качестве хранителя традиций русской психологической театральной школы и специализируется на классической литературе. Из важных работ в этом ключе: «Ревизор» Гоголя и «Унтиловск» Леонтьева.

В новом сезоне Сергей Афанасьев уже представил «Горе от ума» Грибоедова.

Адрес:

Ул. Вокзальная магистраль, 19 (метро «Площадь Ленина»)

Театр-студия «Первый театр»

Этот театр создан совсем недавно и специально под первый выпуск Новосибирского театрального института, о чем говорит и название коллектива. У него нет собственной площадки, поэтоу он появляется то в лофте «Подземка», то в Доме актера, то в зале «Евразия». С самого начала его возглавляет Павел Южаков, бывший актер Театра Афанасьева, перешедший в режиссеры. Его художественный стиль — яркий и ироничный, однако спектакли часто не выходят за рамки театрального капустника. Типичный пример — «Тартюф» по пьесе Мольера.


«Время ожидания истекло». Режиссер. А. Забегин. Фото — архив театра.

С приходом в «Первый театр» нового директора Юлии Чуриловой появились надежды, что молодой творческий организм откроет в себе новые возможности. И надежды начали оправдываться. Подтверждение тому — спектакль-променад «Время ожидания истекло» Алексея Забегина и летняя лаборатория сайт-специфик театра , которую планируют повторить и в новом сезоне.

Одна из главных премьер этого сезона уже в репертуаре — музыкальный спектакль «Кавердрама» по пьесе Марии Огневой в режиссуре Павла Южакова.

Музыкальный театр

Новосибирская оперетта практически каждый год бывает отмечена национальным фестивалем «Золотая маска». И действительно, ей удается добиться успеха в своем жанре, нисколько не трансформируя его. Приехать в Новосибирск, наверное, стоит если вы ценитель и хотели бы посмотреть музыкальные спектакли местного композитора Андрея Кротова — «Вий» и «Римские каникулы».

Адрес:

Ул. Каменская, 43 (метро «Площадь Ленина»)

Независимые театры

В последние два года в Новосибирске стали возникать независимые театральные компании, чье лицо пока сложно разглядеть, поэтому любители неизведанного могут поучаствовать в квесте по их премьерам.

Театр «Понедельник выходной»

Идейный лидер и руководитель театра Сергей Дроздов, в прошлом известный актер театра «Старый дом», осваивает самые разные формы театральности: от иммерсивного проекта на лесопилке «Подонки» по мотивам горьковского «На дне» до театрального «Ужина».

Во втором сезоне вышла премьера документального спектакля о заключенных новосибирской исправительной колонии «Зона красоты».

Мастерская Крикливого и Панькова

Театр организовался из выпускного актерско-режиссерского курса Новосибирского театрального института мастерской Алексея Крикливого и Ильи Панькова. Из интересного в новом сезоне — инклюзивные проекты «Несильный» Анны Зиновьевой и «Маленький принц» Варвары Поповой.

Театр «Синестетика»

Пластический театр, который набирает популярность благодаря спектаклю «Я здесь», где зрителю завязывают глаза и предлагают по-новому ощутить тело, в этом сезоне готовят перформанс «Черное небо» о пожарах в Сибири.

Фестивали

15–29 октября 2019

Международный фестиваль актуального театра «Хаос»

«Хаос» — это новый международный театральный фестиваль. Он собирает в своей афише спектакли актуального искусства. Команда «Хаоса» ставит перед собой задачу познакомить зрителей с театрами, работающими в принципиально разных художественных и организационных системах — государственных и независимых, а также связывающих себя с идеями contemporary art. Кроме того, фестиваль ориентирован на максимальное вовлечение пространства города в театральную игру и потому устраивает превью своих событий в не традиционных для театра местах: торговых центрах, барах, библиотеках, лофтах.

Стартовой площадкой «Хаоса» неслучайно стал театр «Старый дом», который уже больше десяти лет последовательно и программно реализует художественные проекты, открывающие новые тексты и альтернативные методы создания спектакля.

В программе фестиваля тринадцать спектаклей из Дрездена, Кракова, Хельсинки, Москвы, Санкт-Петербурга и Казани. Помимо приглашенных спектаклей, фестиваль проводит арт-резиденцию и шоукейс лучших спектаклей «Старого дома».

2–14 декабря 2020

Рождественский фестиваль искусств

Рождественский фестиваль искусств проходит в Новосибирске раз в два года с 1995-го. За время своего существования фестиваль укрепил статус международного и обрел постоянных участников и поклонников в разных странах. Его основой стала широкая программа, включающая разнообразные виды искусства: драму, музыку, танец, перформанс, выставочные проекты. За театральную программу отвечает Молодежный театр «Глобус», за музыкальную часть — Новосибирская филармония.

Собирая в рамках одной программы пару десятков столичных спектаклей и мировых музыкальных имен, организаторы превращают предновогодний Новосибирск в центр театрального и музыкального искусства.


20–30 мая 2020

Межрегиональный фестиваль-конкурс театров Сибири, Урала и Дальнего Востока

«Ново-Сибирский транзит»

Проходит раз в два года в конце мая. Программа объявляется в конце февраля. Обычно представляет конкурсную афишу из двух десятков спектаклей, в финале происходит награждение по разным номинациям.

Фестиваль был организован в начале 2000-х менеджерами театра «Красный факел» Александром и Ириной Кулябиными. В то время сибирское фестивальное дело было практически не развито, и им предстояло стать первопроходцами. Идея Межрегионального фестиваля-конкурса «Сибирский транзит» (так он назывался изначально) была уникальна и отражала специфику региона. Требовалось заразить общей идеей сорок театров на тринадцати миллионах километров и стать необходимым явлением в каждом крупном театральном центре. И Кулябины изобрели передвижной фестиваль, который возродил гастрольное движение в Сибири и стал крупнейшей объединяющей площадкой Зауралья. Транзит переезжал из Новосибирска в Иркутск, Омск, Улан-Удэ, Томск, Барнаул, Красноярск и всякий раз приносил с собой в новый город идею театральной столицы.

В 2010-м, когда задача интеграции была выполнена, «Сибирский транзит» поселился в Новосибирске, обретя соответствующую приставку и включив в территориальный охват Урал и Дальний Восток. Сегодня фестиваль обеспечивает сложнейшую географическую логистику работы экспертов — отборщиков программы, тем самым формируя базу для полноценного и всестороннего анализа театрального процесса. А в состав жюри входят самые известные театральные критики, которые могут не только слаженно оценить представленные спектакли, но и становятся своего рода агентами, носителями информации о провинциальной сцене в центральной России.

Во многом благодаря фестивалю получили широкую известность имена режиссеров Алексея Песегова, Константина Кучикина, Дмитрия Егорова, Романа Феодори, Антона Безъязыкова, Семена Александровского, художников Даниила Ахмедова, Евгения Лемешонка и многих других.

Август — сентябрь 2020

Фестиваль уличного театра «Три вороны»

Этот фестиваль занимает экзотическую нишу для Сибири: он собирает спектакли уличного театра.
В 2020 году «Три вороны» вновь планируют познакомить новосибирцев с разными для нашего города формами уличного искусства и добраться в самые разные точки города.

Комментарии

Оставить комментарий